Главная »

Европа (почтовые марки)

Значение слова «европа (почтовые марки)»

Почто́вые ма́рки «Евро́па» (Евро́па-ма́рки[9], почто́вые вы́пуски по програ́мме «Евро́па»; также известные до 1992 года как почтовые марки «Europa-CEPT[п 1]») — ежегодный совместный выпуск почтовых марок на общую тему или с общим дизайном[en], которые издаются почтовыми администрациями стран-членов «ПостЕвропы[en]» — европейской торговой ассоциации в области почтовой связи. Центральной темой выпусков является Европа — её природа и культурное наследие, общие исторические корни, интеграция и взаимодействие европейских стран в различных сферах жизни.[10][11] Коллекционирование почтовых марок «Европа» является одним из самых популярных направлений тематической филателии.[12][13][14][15] Россия участвует в программе «Европа» с 1995 года.[11] Первый день почтового обращения марок «Европа» обычно приходится на начало мая незадолго до Дня Европы или непосредственно в этот день.[16][п 2] В настоящее время в программу вовлечены около 60 европейских почтовых администраций[17].

Почтовые марки «Европа» отсчитывают свою историю с 15 сентября 1956 года, когда увидел свет первый межъевропейский выпуск почтовых марок с общим сюжетом (идея подобной акции обсуждалась с 1952 года)[18]. На марках, исполненных по рисунку французского художника Даниэля Гонзаго, была изображена символическая строящаяся башня из букв EUROPA, в которой буквы предстают «могучими закладными камнями творения».[15] Их подготовили почтовые администрации шести стран-членов Европейского объединения угля и стали — Бельгии, Западной Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции, — и договорились о ежегодном дальнейшем сотрудничестве в новом направлении.[13][19] С 1960 года функции координатора по эмиссии совместных европейских почтовых марок взяла на себя учреждённая годом ранее Европейская конференция администраций почтовых служб и служб связи (CEPT).[18][20] По 1973 год включительно каждый ежегодный выпуск «Европы» имел общий сюжет, созданный одним художником и одобренный по результатам международного конкурса[п 3]. Рисунки марок включали в себя логотип или аббревиатуру CEPT, название континента на латыни (чтобы избежать проблемы именования на разных языках); они посвящались актуальным политическим темам европейского единства, интеграции и сотрудничества и носили символический характер.[21][19] Каждая страна-участник привносила в общий подход собственные локальные изменения в виде цветового решения, размера, способа печати и т. п.[22] Обычно участники готовили одиночную марку или небольшую (2—3) серию марок.

На рубеже 1960-х — 1970-х многие страны-участницы программы возражали против общего дизайна марок и политизированного контекста эмиссий[16]. В 1974 году произошли важные изменения: выпуски по программе «Европа» разных стран стали объединяться общей неполитической темой, получив при этом самостоятельные сюжеты.[23] Первой такой темой стала «Скульптура» (23 страны подготовили 49 сюжетов).[24] Смену эмиссионной политики связывали и с усталостью филателистов от однообразия марок.[25] Спустя годы «Нью-Йорк Таймс» отмечала, что перемены привели к значительному повышению эстетической ценности последующих выпусков.[26] Наряду с этим газета обращала внимание на существенный рост коллекционной стоимости ранних выпусков с общим дизайном[26][27].

полная версия